КГУ «Музей Малика Габдуллина»
управления культуры Акмолинской области
KZ RU EN
Я КАЗАХ

Чувство национальной гордости и развитое национальное самосознание – характерная черта славного казахского батыра Великой Отечественной войны.

С детских лет, когда он впервые познакомился с народными легендами и преданиями, до момента самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклора и до фронтовой жизни он пронес горячую любовь к народному творчеству, запечатлевшему думы и чаяния народа, его характерные черты: воинственность и вольнолюбие, справедливость и честность, трудолюбие и упорство. Эпические герои, любимые народом, всегда понимались им не только как совершенные художественные олицетворения лучшего в историческом прошлом Казахстана, но и как нормативное образное выражение определенного морального кодекса, утверждающего законы личного и общественного поведения.

Вот почему Малик так высоко ценит героические традиции казахского народа, ярко отраженные в эпосе. Вот почему образы батыров всегда были и остаются по его мнению, примером, как надо строить свою жизнь, чтобы стать настоящим батыром, безгранично преданным любимой Родине, народу и мужественно выступающим на защиту его кровных интересов. Вот почему он, выступая агитатором в действующей армии, постоянно и с крупным успехом использовал героический эпос в агитационно-пропагандистской массовой работе.

С точки зрения широкой исторической перспективы советского патриота Малик оценивает эпос и его замечательных героев и показывает, как живы и действенны героические традиции казахского народа. В письме к Е.Исмаилову от 1 декабря 1942 года он писал: «Культура каждого народа не слагается в одном известном веке, а зарождается в глубокой древности, со дня начала и развития этого народа. Батыры казахского эпоса и герои истории казахского народа,все они посвятили свою жизнь на благо народа. Это неизменное правило».

Казахская молодежь, показывающая на фронте чудеса храбрости и героизма, не свалилась с неба. Большинство из них учится на примере наших легендарных батыров и подражают им. Чтобы доказать это положение, я собрал и записал на тему «Казах баласы» /сын казаха/ боевые эпизоды и факты из жизни двенадцати казаских бойцов - героев... Среди них, Бауыржан Момышулы и еще одиннадцать молодцов. Здесь раскрывается подлинное лицо казаха. Указав в предисловии, что Едиге, Кенесары, Махамбет, Абай и другие сыны казахского народа посвятили свою жизнь на благо своего народа и, что такие же верные и преданные Родине казахские сыны выступают и сейчас на фронте, я остановился на героических делах каждого из двенадцати отдельно. Писать о сыне казаха нужно и для истории, и для самого народа. Мы должны поднять эту тему на должную высоту и писать о ней много».

В процессе научно-исследовательской работы сотрудники музея обнаружили в Центральном Государственном архиве РК в фонде писателя Сабита Муканова рукопись Малика Габдуллина «Казах баласы» /Сын казаха/. Данный шедевр был оцифрован и при поддержке акимата Акмолинской области вышел в свет в 2020 году.

        Это не только выражение гордости за близких героев-казахов, но и правдивая автохарактеристика. Малик Габдуллин далек от того, чтобы вообще кичиться национально-героическими традициями своего народа. Он – деятель советской эпохи, и потому знает, что надо смотреть не в прошлое, а творить настоящее во имя будущего, что только в этом целеустремленном и действенном плане надо с гордостью поднимать все лучшее из многовековой истории казахского народа, чтобы увереннее идти вперед и выше.

В письме к Е.Исмаилову, работавшему в Казахском филиале Академии Наук СССР Малик, основное содержание указанного письма излагает в следующих тезисах: «Каждый народ хвалит и возвышает своих героев. Мы уважаем Едиге, Кобланды, Таргына, Сырыма, Исатая, Махамбета, Шокана, Кенесары, Наурызбая, Амангельды, Джамбула. Мы берем с них пример. Мы знакомим бойцов с их делами и призываем учиться у них делу служения народу. Но об этих лицах нет никаких биографических материалов. Произведения их самих или о них издаются плохо. На фронте отечественной войны также выдвинулось немало казахских батыров. О них ничего не пишется. О их героических делах, народные массы и их друзья в тылу почти ничего не знают. Необходимо написать о них книги и брошюры. Мы хотим читать художественные произведения, песни батыров, казахскую литературу. Песни батыров нужно вынуть из сундуков филиала и издать. Воспитательное значение песен батыров огромно. Я привел много доказательств этого».

Малик гордится воинственным порывом казахов. В письме к Сабиту Муканову от 22 ноября 1941 года он рассказывает о первых боевых делах казахских джигитов. Он говорит, что они «мечтают хотя бы купить за сто рублей рукопашный бой с врагами. Таких казахов на фронте немало. В одном ожесточенном бою мы бросились в атаку. Во время этой атаки боец-казах Курман Батырбеков штыком заколол 14 фашистов. Я это видел сам. А таких примеров очень много».

Да таких примеров очень много. В другом письме Малик перечисляет имена восьми героев, достойных того, чтобы ими гордился весь казахский народ. Это – Бауыржан Момышулы, Тулеген Тохтаров, Жылмухамбет Бозжанов, Мухамбеткуль Сламкулов, Балтабек Джетпысбаев, Габбас Беккулов, Садвокасов, Иманбеков, Кенжетай Айбатов. Об этих героях Малик сделал обстоятельные записи, составляющие свыше семисот рукописных страниц.

Национальная гордость стала в фронтовой жизни Малика и его земляков источником беспредельной отваги и доблести. Гордый своей национальной принадлежностью, он сражается так, чтобы не запятнать честь, славу игероические традиции родного казахского народа.

Развитое национальное самосознание и национальная гордость, отражающие исторически прогрессивное развитие казахского народа, делает и чувство патриотизма героя-казаха не умозрительным, не отвлеченным, а конкретным, живым, полным органической связи с родным Казахстаном, как частью всей необъятной любимой родины.

«Если пишутся произведения и романы о Сырыме, Наурызбае, Кенесары, Есете, Бекете и других, то что это значит? – ставит он вопрос и отвечает: По моему, это тоже тема Родины. Ведь сегодняшние герои не свалились с неба, ведь они приемники старых героев, воодушевляющих их примером мужества. Ведь понятие о героизме знакомо нам издревле».

Это выражение законной гордости за героические традиции казахского народа.

Национальная гордость казахского батыра принципиально, непримиримо враждебна националистической ограниченности. Малик – патриот в самом глубоком смысле этого благородного понятия. Человек широкого исторического кругозора, он хорошо понимает, как исключительно велика роль бойцов и других народов в том, что казахский народ, некогда бесправный и порабощенный, теперь стал полноправным в сталинской семье братских народов Советского Союза и поднялся до активного участия в социалистическом преобразовании одной шестой части мира, до самоотверженного участия во всемирно-исторической освободительной миссии советского народа в борьбе против гитлеризма.

Так, например, в письме к доценту кафедры русской литеатуры М.С.Сильченко от 5 апреля 1943 года он писал: «Дорогой мой учитель и воспитатель Митрофан Семенович! Не нахожу слов празнать Вам, человеку, который учил и воспитал вчерашнего, аульного мальчика до уровня сознательного гражданина Страны Советов, свою безграничную благодарность. Ваше внимание ко мне и забота, отцовская ласка надолго останутся в моей памяти. Вы показали мне путь светлого будущего… Желаю Вам долгих лет жизни счастья и здоровья».

Горячо любящий родную казахскую литературу /«я ее патриот»,-говорится в одном из таких писем/, Малик радуется её успехам/ роман Мухтара Ауэзова «Абай»/.

В очерке «Сила казахской поговорки» он, характеризуя облик гвардии подполковника Момышулы, утверждает: «В тылу некоторым товарищам Бауыржан представляется человеком грубой силы, кулачных боев и властных окриков. Это совершенно неправильно. Бауыржан, прежде всего, человек ума и благородных мыслей. Самые лучшие качества патриота: человечность, мужество, отвага представлены в нем. Он в самом глубоком смысле слова – командир, полководец. Если М.Горький, показывая образ человека /с большой буквы/ в лучшем смысле этого слова, говорил: «Человек – это звучит гордо», то к этой категории людей большого человеческого совершенства, безусловно, принадлежит и Момышулы. Это у него главное. Он уверен и находчив, бесстрашен и смел в своих действиях».

В боях за любимую всеми народами СССР Родину у Малика развивалось и еще больше укреплялось чувство патриотизма, кровного братства с бойцами других национальностей.

– Я – казах, – с гордостью, с чувством национального достоинства говорил Малик, принимая орден Ленина и «Золотую звезду» Героя Советского Союза, – и получаю высокую награду из рук русского генерала. Как знаменателен этот обычный для нас факт. Он подчеркивает, что все национальности нашей великой страны неразрывно сплочены в борьбе против общего врага. Партия вырастила нас, подняла, воспитала, вывела на светлый и доблестный путь. Я клянусь, что буду драться еще крепче. Рука об руку с бойцами других национальностей – буду истреблять­ врагов до полного их уничтожения на нашей священной земле.1 («Вручение высшей награды», «Красная звезда» от 7 февраля 1943 года.)

«Я – казах!» Это краткое и простое выражение полно благородного национального самосознания, развитого в условиях и на основе содружества народов в многонациональном государстве.

Серикжан Жузжанова,
главный хранитель отдела фондов музея М.Габдуллина

27.12.2023

Просмотров: 613

Читать все новости

Акорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor Государственные символыСайт города Кокшетау