КГУ «Музей Малика Габдуллина»
управления культуры Акмолинской области
KZ RU EN
Уроки великой Победы

9 мая – День Победы, особый и важный день в календаре. Это день памяти, скорби и мира. Все дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны. Наше поколение не знало горя и утрат тех лет, только из рассказов ветеранов мы можем узнать о реальных событиях того времени. Таких людей осталось не много, но по маленьким эпизодам, документам, бережно сохранённым, мы можем представить то, что ими пережито и совершено. В музее Малика Габдуллина есть зал, который называется «Доблестный сын своего народа». Здесь каждый желающий может окунуться в события тех лет. Исторические документы, материалы и факты о Герое Великой Отечественной войны бережно хранятся в фондах музея, являясь немым свидетельством непревзойденного мужества, героизма и патриотизма.

Тема об уроках победы в Великой Отечественной войне за последний период уже достаточно глубоко и системно раскрыта в научных и исследовательских изданиях. Благодаря тому, что историки получили доступ ко многим документам не только военных лет, но и послевоенного периода, появилась возможность подвести развернутые, более конкретные итоги войны как для победителей, так и побежденных, а также учесть последствия, которые помогут оказать влияние на многих людей в условиях смены моделей международных отношений.

Первый и главный урок Второй мировой войны состоит в том, что третьей мировой войны не должно произойти, так как в ней не будет победителей, останутся лишь руины человеческой цивилизации. Великий ученый Эйнштейн говорил, - «Я не знаю, каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями».Такие уроки отражают реальность победы над фашизмом как свершившегося явления, укрепляют веру в торжество справедливых идей и в то же время недопустимость войн как средства разрешения политических противоречий.

Также одним из уроков является необходимость закрепления случившейся Победы, твердой и последовательной поддержки позитивных процессов, получивших развитие в ходе справедливой войны и в результате разгрома фашизма. Самое главное то, что благодаря победе над фашизмом многие страны несколько десятилетий жили в мирных условиях. Огромная заслуга в этом принадлежит советскому народу – победителю в Великой Отечественной войне. История жизни народа того времени предоставила ключ к пониманию того, как беда, обрушившаяся на страну, делала обывателя – гражданином, гражданина - патриотом, патриота-героем.

Анализируя уроки Великой Отечественной войны, необходимо подчеркнуть удивительный контраст между суровым бытом населения и его несокрушимой силой воли. Высокая духовность военного поколения, унаследованная от отцов и дедов, была одним из источников победы.

Высокий моральный дух и патриотизм людей того времени являлись важными факторами единства фронта и тыла. Таким образом, из вышесказанного со всей очевидностью вытекает чрезвычайно важный, судьбоносный урок, напоминающий о том, что победа в войне достигается лишь при обеспечении неразрывного единства фронта и тыла, народа и армии, экономики и политики, материального и духовного в жизни людей.

Во время Великой Отечественной войны отмечался высокий рост патриотизма и боевого духа нашего народа. Солдаты на фронте и гражданское население в тылу не щадили своих сил для борьбы с врагом. В 1942 году знаменитый советский писатель-публицист Илья Эренбург писал на страницах «Правды» – главной газеты того времени: «Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты – их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это – казахи… В степях Востока, привыкшие к нестерпимому зною и к суровому холоду, издавна жили отважные люди».

Сегодня существует много споров во взглядах на Вторую мировую войну, но как бы ни было, сегодня ясно и не подлежит пересмотру одно: та война, где безвинно проливалась кровь наших дедов и отцов, останется в нашем сознании священной навечно. Малик Габдуллин и Бауржан Момышулы, Толеген Тохтаров и Маншук Маметова, Алия Молдагулова и Талгат Бегельдинов – это только несколько имен самых известных сынов и дочерей нашего народа, которые совсем еще молодыми отправились на войну с врагом и проявили беспрецедентный героизм.

В годы Великой Отечественной войны наш легендарный земляк, имя которого особенно чтят казахстанцы, Малик Габдуллин служил в составе 316-й стрелковой дивизии под командованием И.В.Панфилова и в кровопролитном сражении под Москвой, показав пример мужества и самоотверженности, 30 января 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза. В одном из своих писем, написанных в годы войны, Малик Габдуллин отмечал: «На фронте мне порой приходилось сражаться с фашистами лицом к лицу. Немало отправил их на тот свет из автомата, до десятка вражеских танков уничтожил гранатой». Его отличало и умелое владение всеми тонкостями военного искусства.

Один пример. Приступив к своим обязанностям, Малик Габдуллин досконально изучил состав батареи, характер и поведение, психологические особенности каждого бойца. Постоянно проводил с ними и коллективные, и индивидуальные беседы. В результате его батарея часто занимала первое место в полку по боевой и политической подготовке. Поэтому ей поручалось всегда находиться на самых ответственных участках боев.

Думается, уместно привести и высказывание известного писателя Бориса Полевого из очерка «Рождение эпоса», опубликованного в газете «Правда» от 25 апреля 1943 года: «...Малик-батыр силен, смел, хитер, как степной лис,что у него ухо джейрана, которое слышит врага на много верст, что у него глаза сокола, который видит врага, как бы тот ни прятался; что у него рука не устанет убивать немецких шакалов, и чем больше она убивает, тем сильнее становится, что от одного вида Малик-батыра немцы обращаются в бегство». «В Малике имелись все лучшие качества армейского агитатора – смелого командира, прославившегося своей храбростью, воинским мастерством; политического деятеля, хорошо знающего душу и сердце человека, без слов понимающего его внутренний мир; ученого-филолога, свободно владеющего русским, казахским, киргизским, узбекским, калмыцким, каракалпакским и татарским языками», – писал Б. Полевой.

Он много успел при жизни: им обработан колоссальный фактологический материал, написан ряд научных монографий, изданы школьные учебники для национальных школ, художественные произведения, в которых наиболее зримо предстает дар мастера слова.

Оставался он при всем этом социально активной личностью со своей гражданской, четко выраженной позицией. Поистине, чтобы больше делать, надо больше успевать – так жил наш великий земляк. Неистребимая сила высокого духа Малика Габдуллина всегда была направлена во благо счастья его родного народа, и это еще одно подтверждение того, что только благодаря единству и таким людям война закончилась победой.

Урок Великой Отечественной войны, который нам следовало бы усвоить получше, – это урок массового героизма. Само выражение «массовый героизм» звучит как-то странно, ведь героизм просто по определению – это то, что должно быть исключительным, уникальным. Но что тут поделаешь, если он действительно был массовым? То, что всегда, во всей мировой военной истории, было исключением из правил, у нас стало правилом, нормой. Массовый подвиг советских людей во время войны дал колоссальный пропагандистский материал. Этот урок убедительно показал, что сила народа в его единении, его духовной сплоченности, в справедливости тех целей, во имя которых мы стремимся в будущее.

Эльмира Ержанова,
научный сотрудник музея Малика Габдуллина

06.12.2023

Просмотров: 696

Читать все новости

Акорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor Государственные символыСайт города Кокшетау